Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
Public art во Франции. История, регламентация и финансирование

К списку обзоров: Франция

Сфера искусства, которую в англоязычным странах принято обозначать словосочетанием public art, во Франции описывается двумя различными по содержанию терминами. Public art в узком и традиционном смысле слова, понимаемому как искусство в общественных местах, во французском языке почти буквально соответствует словосочетание les projets artistiques dans l’espace public. В то же время, во Франции, где государство всегда было основным патроном искусства, прилагательное public (общественный, государственный, публичный) часто применяется не для характеристики пространства, а для описания взаимоотношений между художником и заказчиком и шире – для характеристики социальной значимости художественного проекта, вне зависимости от места его расположения. Поэтому интересующую нас сферу искусства имеет смысл рассмaтривать и в связи с другим термином - la commande publique (буквально «публичный (государственный, общественный) заказ»).

Действительно, история public art во Франции неотделима от традиции государственных «заказов» (commande) художникам на создание социально значимых произведений искусства. В XIX – начале XX вв. такими произведениями были прежде всего памятники «великим людям» и различные мемориалы. В 1930-е – 40-е гг. эта традиция взаимоотношений между государством и художниками, которая всегда была сильна во Франции, переживала спад. Параллельно давали о себе знать и новые тенденции: в 1937 г. группа художников, не входивших в Академию (Фернан Леже, Огюст Эрбен и др.) получила важный заказ на создание художественного ансамбля для Парижской Всемирной выставки. В 1960-е гг. под влиянием Андре Мальро и Бернара Антониоза престижные заказы давались знаменитым художникам (так, оформлением Оперы Гарнье занимался Марк Шагал, а Театра Одеон – Андре Массонпур). Министерство культуры также оказало поддержку некоторым местным инициативам – в частности, «Музею без стен» («Musée sans murs») – первому скульптурному симпозиуму во Франции, состоявшемуся в Гренобле в 1967 г. и приуроченному к Зимним Олимпийским Играм.

Новая программа государственных заказов, которая получит развитие в последующие деятилетия в новых городах Иль-де-Франса, стартовала в 1974 г. В рамках этой программы осуществлялись амбициозные проекты, которые осуществлялись художниками не только в, но и для общественных пространств, и предполагали диалог между застройщиком, архитектором, специалистом по городскому планированию и даже ландшафтным дизайнером.

Создание в 1983 г. в структуре Национального центра пластических искусств (Centre national des arts plastiques – подразделение Министерства культуры Франции) фонда «общественных заказов» позволило создать единую процедуру и систему поддержки художников, специализирующихся на public art. Выделение фонда «общественных заказов» (commande publique) и соответствующего бюджета отвечало потребности в развитии и расширении сферы public art и признании её как особой художественной области, не сводившейся к деятельности уже существовавших институтов, занимавшихся современным искусством.

Возникновение новой системы поддержки public art проявилось, прежде всего, в большой серии заказов известным художникам на создание скульптурных памятников «великим людям» (Капитану Дрейфусу, Артюру Рембо, Жану Мулену, Андре Бретону, Луи Арагону Жану- Полю Сартру и др.)

Параллельно с этим, программа государственных заказов стала выполнять и другую важную функцию, позиционируя себя как инструмент поддержки проектов, разхмах, оригинальность и экспериментальный (или даже утопический) характер которых требовали особого внимания со стороны общества. Благодаря постоянной диверсификации сфер деятельности, программе удалось стать важным стимулом для создания новых художественных форм и изобретения художниками новых полиических, экономических и символических образов социума и территории – как городской, так и сельской. Произведения, созданные в рамках программы за последние 25 лет, являются важными вехами в истории public art во Франции. Их авторы внесли большой вклад в развитие как французских городов (Такис – в развитие Бове в 1992 г., Сиах Армаджани – в развитие Бисхейна в 2001 г., Джеппе Хайн – в развитие Лориена в 2006 г. и т.д.), так и исторических мест (Джозеф Кошут – в развитие Фиджеака в 1991 г., Даниэль Споерри – в развитие Ойрона в 1992 г.) и парков (Клас Ольденбург – в развитие Ля Вилетт в 1990 г., Луиз Буржуа – в развитие Шуази-ле-Руа в 1996 г., Франсуа Вержьер – в развитие Гриньяна в 1999 г., Джузеппе Пеноне – в развитие Домена де Тюильри в 1999 г.). Нельзя не упомянуть и о вкладе художников в возрождение заброшенных промышленных зон (работы Жана-Люка Вильмута в Шателлеро в 1994 г., Клода Левека в Укандже в 2008 г.), в обновление городских транспортных сетей (трамвайные линии Страсбурга, 1994 – 2000 гг., Руана, 1995 г., Монпелье, 1999 г., и др.), в создание нового имиджа небольших посёлков (работы Энтони Гормли в Комоне в 1999 г., Клаудио Пармиджиани в Обинье-сюр-Лэйон в 2008 г.) и даже природных заповедников (работы Эмманюля Саулнье в Вассье-ан-Веркорс в 1994 г., Германа де Врие в геологическом заказнике в Динье в 2001 г.).

Создание крупных произведений и даже центров public art в регионах было поддержано государством в рамках специальных программ заказов и закупок. Так, в коммуне Биньян неподалёку от Ванна (департамент Кергуэннек, Бретань) благодаря сделанным государством приобретениям и заказам сложился уникальный парк скульптур, коллекция которого постоянно пополняется: в 1986 г. в неё вшли работы Маркуса Раетса, Марты Пан и Яна Хэмильтона Финлэя, затем Тони Гранда, Франсуаз Морелле, Элизабет Балле и Ричарда Артшвагера, а в 2007 г. – работы Хрейнна Фридфиннсона. В Ойроне – замке эпохи Ренессанса – начиная с 1991 г. стала формироваться коллекция современного искусства, которая получила название «Curios et mirabilia» («Диковины и чудеса»), которая в полном сымсле слова преобразила этот памятник архитектуры. Работы, заказанные Солу Левитту, Даниэлю Споерри, Клоду Руто и Кристиану Болтански, органично вписались в истоическое пространство здания.

Ещё одним видом public art, создание которого поддерживалось государством через систему заказов, стали витражи, которые украсили не тольк крупные соборы, но и скромные сельские церквушки (работы Давида Рабиновича в соборе г. Динь, 1993 – 1996 гг., Пьера Сулажа в аббатстве Сен-Фуа де Конкэ, 1994, Орели Немура в приорате Салагон, 1996 г., Кристофа Кузина в церкви г. Лонь, Саркиса в аббатстве Сильвакан, 2001 г., Энтони Каро в церкви г. Бурбурга, 2008 г.).

Программа государственных заказов в сфере искусства администрируется Министерством культуры и коммникаций Франции через Национальный центр пластических искусств, а на местах – муниципалитетами, работающими в тесном взаимодействии с региональными подразделениями Министерства культуры.

Процедура отбора проектов Национальным центром пластических искусств включает в себя предварительную стадию, когда эскиз или макет проекта с кратким описанием выносится на рассмотрение совета, в состав которого входят арт-консультанты и представители администрации самого Центра. Если проект, который претендует на полное финансирование со стороны государства (или совместное финансированеи со строны госдарства и муниципалитетов), был одобрен на предварительной стадии, он выносится на рассмотрение Национальной консультативной комиссии общественных заказов (La Commission nationale de la commande publique). В состав Комиссии, собирающейся дважды год, входят в равной пропорции представители экспертного сообщества, выбираемые на три года (художники, представители муниципалитетов, специалисты в области современного искусства, архитекторы), и представители администрации Центра. Комиссия имеет право давать рекомендации по проекту и направлять его на доработку.

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Бэнкси (Banksy) «Целующиеся полицейские» (“Kissing coppers”)

Бэнкси – псевдоним одного из самых популярных и самых загадочных уличных художников мира. Вокруг его биографии и реального имени ведётся много споров. >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/