Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
Public art в Скандинавии. Проекты public art в новом здании Норвежской Оперы

К списку обзоров: Скандинавия

Авторы проектов: Олафур Элиассон (Olafur Eliasson, Дания), Пае Уайт (Pae White, США), Йорунн Саннес, Калле Груде и Кристиан Блистад (Jorunn Sannes, Kalle Grude and Kristian Blystad, Норвегия), Ловаас и Вэйгл (Lovaas & Wagle, Норвегия), Линус Элмес и Людвиг Лёфгрен (Linus Elmes and Ludvig Löfgren, Швеция), Нина Витошек Фитцпатрик, Марте Асс, Герд Тинглум, Том Сандберг, Таллейв Таро Манум (Nina Witoszek FitzPatrick, Marte Aas, Gerd Tinglum, Tom Sandberg, Talleiv Taro Manum), Бодил Фуру и Трине Лизе Хедреаас (Bodil Furu and Trine Lise Nedreaas, Норвегия), Моника Бонвичини (Monica Bonvicini, Италия)

Место: г. Осло, Норвегия
Время осуществления проекта: 2002 – 2009 гг.

В 2002 г. правительство Норвегии выделило более 3 млн. евро на реализацию серии public art проектов в новом здании Норвежской Оперы. До сих пор в Новрегии не было прецедента утверждения такого большого бюджета для реализации художественных проектов в одном здании. Для оформления нового здания Норвежской Оперы в 2002 г. был создан специальный комитет, который и утвердил целостную программу в области public art, включающую восемь различных проектов. Для финансирования ряда проектов удалось привлечь внебюджетные источники, так чт ок моменту реализации программы бюджет почти удвоился. Все проекты были специально придуманы для здания оперы. Для отбора проектов Комитет объявил конкурс: три открытых международных раунда и закрытые раунды; в нескольких случаях художники были приглашены вне конкурса.

Ряд проектов, реализованных в рамках программы, непосредственно связаны с архитектурой самого здания; другие, также учитывая специфику места, представляют собой автономные проекты. Два из восьми проектов – видео-проект и книга «Site Seeing» («Осмотр местных достопримечательностей») отличаются от других тем, что они главным образом обращаются к периоду, когда строительство здания еще не было завершено. Кроме этого, они выходят за рамки традиционного определения public art, поскольку предусматривается их независимое от самого места «бытование». Пока еще Опера и Национальный балет размещались в старом здании Народного театра (Folketeater), Комитет пригласил туда видеохудожников Бодиля Фуру и Трине Лизе Недреаас с целью запечатлеть атмосферу этой площадки. Фильм Фуру «Опера» («Opera») и видеоработа Недреаас «Волнение» («Swell») позволяют нам проникнуть во внутреннюю культуру, которая сложилась за пятьдесят с лишним лет пребывания оперы и балета в здании Народного театра. Несмотря на то, что обе работы были заказаны художникам, они остаются в их собственности. В видео Недреаас запечатлена балерина в пачках, которая быстро исчезает за кулисами – прием, характерный для данной художницы, которая часто рассказывает истории, фокусируя внимание на отдельной личности. Следуя за балериной, мы попадаем в места, закрытые для публики и расположенные в самом сердце старого здания. Создается архив культуры на пороге ее трансформации. Вдобавок к этому, Недреаас использует различные формальные приемы, которые фиксируют внимание на протекании времени. Прошлое и настоящее сливаются, например, в тот момент, когда видео становится похожим на старый черно-белый фильм, в нём используются архивные съемки постановок «Дон Кихота» и «Лебединого Озера», и изображение начинает сопровождаться звуком работы кинопроектора. В этом фильме нет диалогов, а изображение сопровождается фрагментами произведений Генделя, Чайковского и других композиторов, а также сделанной самой художницей аудиозаписью одной из бесчисленных балетных репетиций, напоминающей нам о том тяжелом труде, который стоит за каждой постановкой. Образ балерины, который так часто встречается в визуальных искусствах, может быть интерпретирован как воплощение души статрого задния Народного театра.

Многие работы Бодиль Фуру находятся на грани между документальными и художественными фильмами. Фильм «Опера», жанр которого может быть определен как «постановочно-документальный», вводит в ту рутину, которая сопровождает каждое оперное представление. Зритель получает возможность прокатиться на лебедке для подъема занавеса, оказаться в будке помощника режиссера; при этом само место выглядит покинутым, так что создается ощущение, что эта площадка продолжает свое существование только благодаря такого рода рутинным действиям рабочих сцены.

В 2004 г., на раннем этапе строительства нового здания, Комитет обратился к художникам Марте Асс, Герд Тинглум, Тому Сандбергу, Таллейву Таро Мануму и писательнице Нине Витошек Фитцпатрик с просьбой запечатлеть процесс строительства. В качестве ключевых слов для этого четырехлетнего проекта были предложены «время» («time»), «место» («place») и «взгляд» («gaze»); в остальном художники не имели никаких ограничений в выборе концепции и ракурса проекта. Совместная работа пяти участников проекта нашал отражение в выпущенной в 2008 г. ограниченным тиражом «книге художника» «Осмотр местных достопримечательностей» («Site Seeing»), объем которой составил 340 страниц. Вкладом Сандбрега стали выполненные в минималистическом ключе фотографии неба над будущим зданием Оперы (в основном - фотографии черных чаек на фоне серого неба). Герд Тинглум в течение нескольких лет фотографировала растения на строительной площадке; в книге, как в ботаническом справочнике, каждый вид сопровождается ссылкой с названием растения на латинском и норвежском языках. С другой стороны, каждая из этих черно-белых фотографий сопоставлена с цветной фотографией одного из нескольких сотен строителей разных национальностей, работавших на стройке в течение всего этого периода, с указанием их имён. Нина Витошек Фитцпатрик и Марте Аас также фокусируют внимание на рабочих: Фитцпатрик описывает жизнь польского строителя на основе интервьюирования рабочих из Польши, занятых в строительстве Оперы, а Аас представляет сделанные ею фотографии здания Оперы и окружающего его ландшафта на разных этапах строительства. На фотографиях Таллейва Таро Манума запечателен процесс изменения социокультурного статуса территории вокруг здания Оперы из-за его строительства (разнообразие ярко выраженных маргинальных субкультур заменяется в результате джентрификации конформистской и унифицированной культурой среднего класса). Фактически, художник поднимает болезненный вопрос о целевой аудитории новой Оперы.

Инсталляция Олафура Элиассона «Объемы гардероба / Другая стена» («Wardrobe volumes / The other wall», на фото) представляет собой объемные геометрические панели с отверстиями общей площадью 340 кв.метров, установленные вокруг трёх бетонных опор в фойе. Две системы освещения работают в связке друг с другом – когда фронтальное освещение усиливается, задний свет меркнет.

Занавес сцены работы Пае Уайт размером 23х11 метров представляет собой фотографию светочувствительной фольги, перенесенную на ткань при помощи цифровых технологий. Благодаря использованию цвета, создается иллюзия объема и отражающей способности занавеса: с близкого расстояния видна его богатая текстура, издалека - пространственная металлоподобная композиция.

Йорунн Саннес, Калле Груде и Кристиан Блистад в своем проекте интерпретировали мраморную поверхность крыши здания как скульптурную форму, обладающую потенциалом визуальной коммуникации.

Ловаас & Уэйгл в сотрудничестве с архитекторами выполнили дизайн 6000 кв.метров алюминиевого покрытия фасадов здания и башни сцены. Изгибы металла создают ощущение тканой поверхности.

Проект Линуса Эльмеса «Гиперувертюра (Краеугольный камень)» («Hyperoverture (Foundation stone)») представлял собой перформанс, состоявшийся в ходе церемонии закладки первого камня в основание фундамента нового здания. 13 знаменитых оперных увертюр были наложены друг на друга, так что в результате цифровой обработки звука была создана «Гиперувертюра» продолжительностью 1 минута 42 секунды. Звук транслировался через специально созданную колонку, которая была направлена на блок из сырого цемента. Физический след, оставленный музыкой на сыром цементе, впоследствии стал элементом оформления пола в фойе здания оперы.

«Водный проект: Она лжёт» («Water project: Hun ligger/She lies») Моники Бонвичини выполнен как отдельно стоящая скульптурная группа, помещенная в бассейне перед зданием Оперы. Скульптура является аллюзией на картину Каспара Давида Фридриха «Полярное море» (1823-1824) и представляет открытую стальную конструкцию, частично покрытую светооотражающими полупрозрачными диагональными панелями. Скульптура меняется в зависимости от погоды и освещения, которые, таким образом, становятся её частью.

http://www.operautsmykking.no/english/artpro/index.html
http://www.public-art-directory.com/city-21.html

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Каскад (Cascade)

«Каскад» представляет собой скульптурную композицию высотой восемь метров, созданную из бочек и человческих фигур. >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/