Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
Public art в Канаде. Регламентация и финансирование

К списку обзоров: Канада

Фнансирование public art в Канаде осуществляется на основании специальных программ, принятых в большинстве городов. Эти программы предусматривают финансовую поддержку для разработки новых проектов, приобретения и поддержания в должном состоянии произведений public art, расположенных на территории, находящейся в ведении муниципалитета (здания, парки, объекты инфраструктуры и т.д.). Принятая схема финансирования позволяет покрывать расходы на планирование, разработку дизайна, изготовление, приобретение и размещение произведений public art как в случае создания новых публичных пространств, так и реконструкции уже существующих; расходы, связанные с разработкой и администрированием самой Программы развития public art; расходы для поддержания и консервации произведений public art. В Канаде, как и во многих других странах, действует принцип «процентных отчислений» на развитие public art. В тех случаях, когда бюджет любого муниципального проекта капитального строительства превышает 1 миллион долларов, 1% от общего бюджета проекта направляется на развитие public art. Эти средства могут быть потрачены тремя способами (или их комбинацией):

1. Непосредственно на месте осуществления и в рамках того проекта, из бюджета которого они выделены.

2. Произведение public art может быть размещено в другом, более доступном и открытом месте.

3. По желанию инвестора средства (или их часть) могут быть помещены в ежегодно пополняемый Резервный фонд развития public art. Средства из этого фонда расходуются на проекты, отбираемые специальным жюри и муниципальной администрацией исходя из принципа равномерного присутствия public art в различных участках городского пространства.

Муниципальные программы развития public art определяют процедуры планирования, заказа, покупки и дарения public art на основании следующих общих принципов:

- спектр проектов в области public art должен быть достаточно широким и включать в себя отдельные объекты, работы, частично или полностью интегрированнные в окружающее пространство, временные проекты; при этом должны обеспечиваться возможности для реализации проектов как профессиональными художниками (или целыми мастерскими), так и местными сообществами, а также специальных проектов;

- отбор проектов осуществляется экспертами при участии или с учётом интересов местного сообщества; при этом может использоваться формат открытого конкурса, закрытого конкурса или прямого заказа;

- произведения public art, приобретенные в рамках Программы развития public art, передаются на баланс муниципалитета;

- все виды дарения произведений public art рассматриваются так же, как и другие виды проектных заявок, т.е. оцениваются специальным жюри с точки зрения их художественной ценности, соответствия местному контексту и пространству, в котором их предполагается установить, а также требованиям устойчивости, надежности, общественной безопасности, финансовым возможностям и т.п.; они не должны противоречить Программе развития public art;

- город имеет право и обязанность демонтировать то или иное произведение public art в случаях появляения угрозы общественной безопасности; необходимости чрезмерных финансовых, материальных и временных затрат на его поддержание и ремонт; его дальнейшей недоступности для публики; разрушения структуры, частью которой оно является, или реконструкции места, на котором оно расположено;

- завершения периода, на который было рассчитано его существование.

Муниципальные программы развития public art разрабатываются и администрируются на основе целого ряда консультаций, в которых участвуют самые разные партнеры. Для структурирования и повышения эффективности этого процесса, каждая Программа использует собственных сотрудников, специальный наблюдательный совет, отдельные департаменты и жюри, а также, в случае необходимости, дополнительные совещательные и технические службы.

Сотрудники призваны обеспечить общую координацию и реализацию Программы в сотрудничестве с другими партнерами. В их обязанности входит определение политики и общих принципов деятельности в области public art для данной территории, разработка как общего, так и отдельных проектных планов, координация осуществления проектов в области public art, формирование необходимой коммуникационной и информационной среды, создание условий для проведения соответствующих тренингов и исследований, обеспечение проектов необходимыми материалами, поддержание коллекции public art.

Наблюдательный совет Программы развития public art работает на общественных началах в качестве совещательного органа с целью обеспечения «публичности» самой Программы, что и является главным критерием выполнения ею своей миссии. Состав совета утверждается Городским советом. Например, в городе Калгари он состоит из 9 человек, минимум двое из которых – художники, а остальные могут быть арт-менеджерами или консультантами, историками искусства и специалистами в области сохранения культурного наследия, архитекторами, ландшафтными архитекторами и другими специалистами в области дизайна, представителями бизнес-сообщества, гражданскими инженерами, простыми горожанами. Наблюдательный совет осуществляет свою деятельность исходя из принципа «вытянутой руки». Он ежегодно рассматривает Программу развития public art, а все предложения, касающиеся её изменений и дополнений, излагает в ежегодном докладе Городскому совету.

С целью поддержания в должном состоянии находящихся в собственности города произведений public art, 10% бюджета каждого проекта, осуществляемого в рамках Программы, направляется в Эксплуатационный резервный фонд. Средства из этого фонда направляются на консервацию, ремонт, необходимые материалы и оборудование, перемещение произведений на другие площадки, транспорт, инсталляцию произведений, ежегодную проверку сохранности и документацию, а также администрирование самого фонда.

В 1989 г. город Монреаль – одним из первых в Канаде – официально принял стратегию деятельности в области public art (Plan d'action en art public), объединяющую в рамках одной системы управления и финансирования приобретение, консервацию и популяризацию public art. Эта стратегия осуществляется под наблюдением специально созданного Бюро (Le Bureau d'art public), в состав которого входят искусствоведы и реставраторы. За двадцать лет было приобретено около 30 работ канадских (в основном квебекских) и зарубежных художников, более 40 уже существующих работ было отреставрировано.

Другим источником финансирования для канадских художников, работающих в сфере public art, являются индивидуальные гранты Канадского совета по искусствам (The Canada Council for the Arts), а также региональных и муниципальных советов по искусствам.

http://www.calgary.ca/docgallery/bu/recreation/public_art/public_art_policy.pdf

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Ангел Севера (The Angel of the North)

Проект представляет собой скульптуру ангела, выполненную из стали, высотой 20 метров >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/