Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
Public art в Великобритании. Регламентация и финансирование

К списку обзоров: Великобритания

Современная система регламентации и финансирования деятельности в области public art начала оформляться в 1978 г., когда Совет по искусству Великобритании (Arts Council of Great Britain) принял программу «Искусство в общественных пространствах» и выделил специальный фонд для поддержки public art. Одним из главных результатов этой программы стал быстрый рост на протяжении 80-х гг. числа организаций, миссия которых заключалась в продвижении public art и которые выступали в качестве заказчиков соответствующих работ. С конца 80-х гг. правительство Великобритании стало более активно продвигать принятую в США и во многих странах Европы модель «процентных отчислений на развитие искусства» («Percent for Art»). Согласно этой модели, финансирование public art осуществлялось за счет части бюджета, выделяемой на капитальное строительство (в США эта часть – так называемый «национальный вклад на развитие искусства» - составляет 1%). И хотя в Великобритании, в отличие от США и ряда европейских стран, эти отчисления не были обязательными, данная модель стала применяться как местными властями, так и государственными организациями других уровней для поддержки public art во взаимодействии с частным сектором. Формально финансирование осуществляется на основе «Акта о планировании городов и деревень» («Town & Country Planning Act», раздел 106), определяющего «социальные обременения» в рамках девелоперских проектов и их согласование с местными властями. Часть строительного бюджета может быть потрачена и на public art, которое при этом конкурирует с еще 30 возможными статьями расходов, в том числе с такими, как улучшение и реконструкция дорог и транспортной инфраструктуры, создание новых возможностей для отдыха и разичных услуг для сообщества, постройка социального жилья. Несмотря на такую конкуренцию, в течение последних двадцати лет количество работ, заказанных как государственными, так и частными организациями, продолжало неуклонно расти.

Другим важным источником финансирования проектов в области public art являются гранты, выделяемые Советами по искусству (Arts Councils) - в основном за счёт доходов, получаемых от Национальной лотереи. Большинство агенств-заказчиков произведений public art финансируются на постоянной основе, другая часть средств выделяется по конкурсу на специальные проекты.

Около 60% муниципальных органов власти в Великобритании имеют собственную политику в области public art, закрепленную в документах, касающихся градостроительства и развития сельских районов. Как правило, эта политика следует рекомендациям Совета по искусству Великобритании, которые поясняют, как именно местные власти могут поощрять девелоперов в их стремлении заказывать произведения public art. Включение public art в качестве «социального измерения» градостроительных и планировочных проектов во многом зависит от наличия соответствующих специалистов в составе местной администрации и (или) местных Советов по искусству, которые играют важную роль в попуяризации и своебразном «маркетинге» public art среди девелоперов. До недавнего времени объекты public art, средства на которые выделялись в рамках девелоперских проектов, могли быть размещены лишь на территории, находящейся в непосредственной близости от объекта строительства. В 2005 г. правительство Великобритании приняло поправку, которая позволяет консолидировать бюджеты нескольких проектов и направлять их на поддержку более крупных инициатив в области public art, не привязанных исключительно к одному району и имеющих значение в масштабах всего города («place-wide»). После того, как тот или иной строительный проект, включающий в себя public art составляющую, получает одобрение местных властей, и с девелоперами заключается соответствующее соглашение, практическая реализация данной составляющей может осуществляться разными исполнителями. Иногда эту роль берут на себя сами девелоперы, но чаще к этой работе привлекается специализированные организации, курирующие подобные проекты и непосредственно взаимодействующее с художниками: public art агентства, так называемые «архитектурные центры», независимые консультанты в области public art.

Иногда деятельность в области public art финансируется и осуществляется вне рамок девелоперских проектов, несмотря на предлагаемые последними финансовые возможности. В этих случаях можно говорить о встречном движении - попытке самих художников или художественных организаций «вписать» свои инициативы в различные социальные, экономические и политические «повестки дня». Примерами подобного подхода является деятельность агентства «Артангел» и галереи «Ikon» в Бирмингеме.

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Наклонная арка (Tilted Arc)

Cамая известная работа Ричарда Серра – композиция в виде стальной дуги высотой 3,5 м >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/