Проект реализован при поддержке Фонда Прохорова
современное искусство в общественных пространствах
25.12.2012. Искусство авторства Олафура Элиассона на новом сталелитейном заводе Виктора Пинчука в Украине.

К списку публикаций

Авторы: Анастасия Барышева, ARTINFO Russia

Новый металлургический завод «Интерпайп Сталь» открылся в Днепропетровске (Украина) в октябре. Помимо металлургической продукции завод может похвастаться и еще одной достопримечательностью: проектом знаменитого датско-исландского художника Олафура Элиассона под названием «Днепропетровский восход», созданным специально для заводского комплекса. Произведения искусства авторства художника с мировым именем – явление нечастое для периферии.

Все дело в том, что широко известный меценат Виктор Пинчук, владелец центра современного искусства PinchukArtCentre в Киеве, вложил около 700 млн. долларов в строительство нового сталелитейного комплекса. Он поддерживал связь с Элиассоном со времени персональной выставки художника в центре, которая прошла полтора года назад. Завод «Интерпайп Сталь» - крупнейший проект строительства с нуля со времени объявления Украиной независимости в 1991 году. И с самого начала строительства «Днепропетровский восход» был его неотъемлемой частью.

Работа Элиассона состоит из нескольких частей: арок, возвышающихся у главного входа («Твой тоннель времени»), красочных фигур на фасаде завода («Твой огненный узор»), и самой эффектной части, установленной в главном производственном цехе и получившей название «Материал – это движение». Также, был сооружен зеркальный коридор, соединяющий цеха с административными помещениями («Твой мост размышлений»), и, конечно же, главная часть, в честь которой был назван проект в целом – огромный светящийся желтый шар, отражаемый вводами Днепра.

Президент Украины Виктор Янукович был почетным гостем церемонии открытия завода, вдохнувшего свежую струю в жизнь целого города. Во время церемонии выступал симфонический оркестр Мариинского театра, под управлением Валерия Гергиева. Впечатляющий синтез современного искусства, индустриальных технологий и классической музыки.

И, тем не менее, остается вопрос – а нужно ли все это жителям Днепропетровска и обычным сталелитейщикам. Осматривая инсталляцию вместе с работниками завода, мы быстро поняли, что они попросту выучили ответы на вопросы о работе Элиассона, касающиеся биографии художника и ассоциаций, вызываемых данной работой паблик-арта. Но стоило копнуть глубже, и они тут же меняли тему. Остается впечатление, что современное искусство им чуждо, что для них – это нечто, привнесенное извне, не являющееся частью круга их интересов. Сам Элиассон разделяет мнение многих своих коллег по этому вопросу – он признался, что то, насколько публика способна понять его искусство, его не очень-то беспокоит. Он считает, что его произведение – сама простота.

Прогуливаясь по улицам Днепропетровска, невольно задаешься вопросом: «Что же может быть сделано, чтобы современное искусство прижилось здесь?» С домами, нуждающимися в ремонте, город в целом резко контрастирует с сияющим новым заводским комплексом.

Работники завода «Интерпайп Сталь» говорят, что уровень их дохода значительно выше, чем в других частях региона, и этот факт позволяет им говорить о фабрике с гордостью. Таким образом, данный проект не только удовлетворил амбиции Пинчука, но и помог укрепить экономику региона. Все же, будучи рожденным в Киеве, Виктор Пинчук прожил в Днепропетровске значительную часть своей жизни.

Оригинал статьи

Иллюстрация Courtesy of Interpipe Steel; © Sergey Ilyin

КОММЕНТАРИИ:

Оставить новый комментарий >>

Имя

Комментарий

Проверка автоматического комментирования

отправить>>

поиск

искать>>

Расширенный поиск>>

классика жанра

Автобус (Bus)

Проект Барбары Крюгер «Автобус» был осуществлён при поддержке Public Art Fund в 1997 году, во время первой за четыре года выставки художницы в Нью-Йорке. >>



©ГЦСИ, Нижний Новгород
©Артинфо /разработка сайта/
©А.Великанов /дизайн/